- Даосизм
- (Daoism), одна из трех осн. кит. религ.-филос. традиций (религия Китая, китайская философия) наряду с конфуцианством и буддизмом. Подобно конфуцианству, Д. имеет как филос., так и религ., или культовый, аспекты. При этом Д. заметно отличается от практич. учения конфуцианства особым вниманием к внутр. созерцанию, мистическим формам знания и непринужденному, неактивному единению с природой сущего. Филос. Д. развивался в 5—3 вв. до н.э.; его основы изложены в Дао дэ цзин, соч., традиционно приписываемом Лао-цзы, а также в трактате Чжуан-цзы, названном по имени его автора. Высшей реальностью в Д. является дао, где бытие и небытие, жизнь и смерть представляют собой отд. аспекты единой реальности. С помощью молчания и недеяния (у вэй) приверженцы Д. стремятся обрести единство с первоосновой мира — дао. Параллельно развивался религ. Д., получивший офиц. признание в 3 в. до н.э. ; он усвоил нек-рые черты буддизма и разработал свою собственную систему монашеской и культовой практики. Религ. Д. тяготел к сближению с нар. религ. культами и заимствовал из них, напр., почитание разл. местных божеств. Он придавал особое значение долголетию и физ. бессмертию, достижимому благодаря скорее близости к дао, чем мистическому единению с ним; поэтому в религ. Д. практиковалось изучение алхимии, магических эликсиров, техники дыхательных упражнений и медитации. Д. был широко распространен во Вьетнаме, Японии и Корее, а религ. практика Д. до сих пор сохраняется на Тайване. В ком. Китае даосские религ. культы и монастыри были ликвидированы, но даосская мысль продолжает оказывать сильное влияние на кит. культуру.
Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.